(Остальский Аркадий Иосифович; 1888, с. Яковицы Житомирского у. Волынской губ.- 29.12.1937, полигон Бутово, Московская обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых), еп. Бежецкий, вик. Тверской епархии. Род. в семье священника, окончил Волынскую ДС, в 1910 г.- КДА. Назначен помощником епархиального миссионера, проявил себя энергичным и ревностным сотрудником. С юных лет стремился к монашеству, но родители желали видеть сына семейным священником, и он женился. В 1911 г. рукоположен во священника к Староконстантиновскому собору при оставлении в должности епархиального миссионера, в 1914 г. назначен военным священником 408-го Кузнецкого пехотного полка.
В 1917 г. в Житомире служил в храме прп. Серафима Саровского, затем в Николаевской ц. В годы гражданской войны по благословению Владимиро-Волынского еп. сщмч. Фаддея (Успенского) организовал при храме Свято-Николаевское братство, к-рое помогало нуждающимся и больным, хоронило умерших, не имевших родственников. Вместе с членами братства о. Аркадий предпринимал пешие паломничества к правосл. святыням. Побуждая паству к нищелюбию и милосердию, сам служил примером жертвенности и крайнего нестяжания. За вдохновенные проповеди современники называли его Златоустым.
В нач. 20-х гг. XX в. на Украине была организована раскольничья Украинская автокефальная Православная Церковь, к-рую поддерживали националисты-петлюровцы. Несмотря на давление петлюровских властей, принуждавших о. Аркадия к переходу в раскольничью организацию, он остался верен канонической Церкви. Весной 1922 г., после начала кампании по изъятию церковных ценностей, о. Аркадий огласил в храме послание свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России, в к-ром предлагалось отдавать только то, что не имело непосредственного богослужебного употребления. Чтение послания в церкви стало причиной ареста свящ. Аркадия и его отца свящ. Иосифа Остальского, обвиненных властями в контрреволюционной деятельности. О. Иосиф скончался в тюрьме во время следствия, о. Аркадий был приговорен к расстрелу, но по ходатайству паствы расстрел был заменен 5 годами заключения в Житомирской тюрьме. В 1924 г. о. Аркадий был освобожден. Пока он находился в заключении, его супруга вышла замуж за офицера Красной Армии, и о. Аркадий дал согласие на развод. В 1925 г. священномученик посетил Дивеевский мон-рь, затем Саровскую пуст., где принял постриг в мантию с оставлением того же имени. Вскоре А. вернулся в Житомир, по церковным послушаниям часто посещал Киев и Москву. В Киеве служил в Никольском мон-ре, в Москве останавливался на подворье Валаамского мон-ря, служил в храме прп. Пимена Великого в Нов. Воротниках, за каждым богослужением проповедовал.
В нач. 1926 г. А. был возведен в сан архимандрита. 15 сент. того же года в Москве состоялась его хиротония во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии, хиротонию возглавил Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский). В окт. 1926 г. А. был арестован и выслан в Харьков, куда в то время ОГПУ сослало мн. выдающихся архиереев и священников укр. епархий. Пребывание в Лубнах А. было запрещено, ему удалось лишь один раз тайно посетить свой кафедральный город. А. удалился в Ново-Афонский мон-рь, однако положение его и здесь было неспокойным из-за преследований со стороны властей.
В этот период А. поддерживал переписку с духовенством Полтавской епархии. В кон. 1927 г., после публикации «Декларации» митр. Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Свящ. Синода, один из священников Полтавской епархии обратился к А. с письмом, в к-ром заявил, что из-за «Декларации» отказывается от подчинения как ему, так и митр. Сергию. В ответе А. убеждал своего корреспондента в ошибочности его взглядов. Священник частично переделал письмо А. и распространил его как послание епископа к правосл. пастве вообще и к верующим Полтавы в частности. Послание стало широко известно на Украине, а затем и в России.
Поскольку А. не мог получить места служения в к.-л. епархии без предварительного согласования с властями, он решил ехать в Москву и лично встретиться с начальником 6-го отдела ОГПУ Е. А. Тучковым. 9 мая 1928 г. А. был там задержан. Заместитель председателя ОГПУ Г. Г. Ягода, рассматривавший дело А., выписал ордер на его арест, поводом для к-рого послужило вышеназванное письмо. 14 июля следствие было закончено, в обвинительном заключении о послании А., названном «антисоветским документом», говорилось: «Документ указывал на то, что Церковь подвергается гонениям за веру со стороны советской власти, что советская власть является «гонителем и врагом» Церкви... Послание предлагает взять пример с мучеников, к-рые «умирали за свободу Церкви, за ее священные предания и даже за книги и сосуды». Призывает Церковь отказаться от выказывания всяких внешних знаков подчинения советской власти, а народу предлагает поддерживать стойкость и мужество попов заботой об их семьях и в случае надобности подталкивать попов на активность». А. признал, что послание написано им, назвать адресата письма отказался.
Постановлением коллегии ОГПУ от 23 июля 1928 г. А. был приговорен к заключению в концлагере на 5 лет, 27 июля отправлен с партией заключенных в СЛОН, куда прибыл 12 авг. Определен в 11-ю роту на самую тяжелую работу, 10 сент. переведен в 12-ю роту и назначен сторожем, 16 сент. переведен в 6-ю роту, 9 мая 1929 г. снова отправлен на общие работы, в июне переведен на общие работы на Троицкую командировку на о-ве Анзер (см. Анзерский Елеазаров скит), в окт. 1930 г. назначен сторожем во 2-ю роту в пос. Савватиево. В лагере А. не только сам раздавал все, что получал от своих духовных детей, но и старался организовать духовную и материальную взаимную поддержку среди заключенного духовенства. А. посещал богослужения, совершавшиеся вольными монахами упраздненного Соловецкого мон-ря сначала в ц. прп. Онуфрия, после закрытия церкви - в часовне близ пристани. По ложному доносу А. вновь был арестован, обвинен в контрреволюционной агитации, выразившейся в организации помощи заключенному духовенству, и приговорен к 5 годам заключения в ИТЛ; в качестве наказания епископа перевели на нек-рое время на Секирную гору. В последующие годы, вплоть до своего освобождения, А. не переставал поддерживать священнослужителей, находившихся в лагере.
В нач. 1937 г. А. был освобожден, приехал в Москву, затем поселился в Калуге, был назначен епископом Бежецким, викарием Калининской епархии, но к исполнению обязанностей приступить не смог. В Калуге поддерживал дружеские отношения с архиеп. Калужским Августином (Беляевым). 22 сент. 1937 г. А. был арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Виновным себя не признал. Расстрелян по приговору тройки НКВД от 7 дек. 1937 г. Реабилитирован в 1989 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.